Трофимова Р.А.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В БИБЛИОСОЦИОЛОГИИ

Слово “контент” означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализ – метод сбора количественных данных об изучаемом явлении, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией.

Какие документы подлежат библиосоциологическому контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если нам предстоит выяснить состояние и проблемы конкретной муниципальной библиотеки, то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, законов и инструкций, регулирующих библиотечную деятельность, решений соответствующих органов муниципальной власти, распоряжений руководителя, протоколов собраний, содержащих выступления библиотекарей, соответствующих публикаций в районных СМИ, библиотечных формуляров и т.п. Если же исследователи выясняют, например, библиотерапевтическое воздействие на психическое и физическое состояние людей прочтения каких-либо книг, то понадобится контент-анализ определенных литературных произведений, их художественного оформления, типографского исполнения, а также медицинских документов – историй болезни, врачебных заключений, справок, рецептов и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного анализа документов, а дополняет его, углубляя понимание смысла любого текста. Он позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный для библиосоциолога смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в степени их строгости, формализованности и систематизированности. Контент-анализ нацелен на обеспечение количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

Технология контент-анализа такова. Прежде чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие эмпирическим индикаторам, зафиксированным в программе исследования. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Желательно найти “золотую середину” и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За нее может быть принято: а) слово; б) предложение; в) тема; г) идея; д) автор; е) персонаж; ж) социальная ситуация; з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Обязательными являются: 1) классификатор контент-анализа; 2) протокол итогов анализа и/или бланк контент-анализа; 3) регистрационная карточка или кодировальная матрица; 4) инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; 5) каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории контент-анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают библиосоциологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Судя по опыту исследовательской работы кафедры библиотековедения АГИИК, библиосоциологи нередко допускают следующие ошибки в использовании контент-анализа: анализ документов опережает разработку исследовательской программы; анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию); не проверяется подлинность документа; не учитывается его авторство; не полно учитывается его предназначение; категории анализа не определяются до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа; категории анализа не субординированы и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования; категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа; единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а потому не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа; анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекта методических инструментов; классификатор составляется с нарушением правил логики; регистраторы (кодировщики) не получают должной методической подготовки; инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составляется исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий; кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования; Результаты контент-анализа не перепроверяются информацией, собранной иными методами.

Hosted by uCoz